Поэзия мировой скорби

Поэзия мировой скорби
    ПОЭЗИЯ „МИРОВОЙ СКОРБИ“ представляет одну из самых ярких страниц истории всемирной литературы. Временем ее наибольшего развития был конец XVIII в. и начало XIX в., когда она и получила свое наименование, впервые в Германии, Weltschmerz'a, т.-е. «скорби о мире», но отдельные проявления ее наблюдаются как значительно раньше, так и позже этой эпохи. «Мировая скорбь» стоит в тесной связи с развитием пессимистического миропонимания или мироощущения, которое находило себе то или другое выражение почти во все времена и у всех народов. Пессимистические жалобы на жизнь раздавались в древне-еврейской литературе: ими полон «Эклезиаст». Начиная с греков, отдельным народам свойственно было считать свое время наихудшим. У Гомера и Гезиода, а в особенности у трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида встречаются глубоко-скорбные мысли: «нет ничего на свете несчастнее человека»; «лучше совсем не родиться, а для родившихся — самое лучшее поскорее умереть». Подобные же скорбные ноты не редкость и в римской литературе, особенно у поэта-философа Лукреция в его поэме «О природе вещей», которая является одним из ранних изложений материалистического миросозерцания. В средние века пессимистическое настроение питалось суровыми аскетическими тенденциями, набрасывавшими мрачный оттенок на природу человека; поэтому низкая оценка жизни встречается и у поэтов того времени (Гартман фон дер Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде и др.). В эпоху жизнерадостного Возрождения, восставшего против крайностей аскетизма и провозгласившего принцип наслаждения жизнью, зародились, однако, более или менее осознанные настроения, предваряющие будущую «мировую скорбь»: глубокой меланхолией подернут духовный облик первого гуманиста я вдохновенного лирика Петрарки (1304—1374); он сквозит и в «Песеннике», и в исповеди «Secretum»; своему состоянию разочарования, недовольства жизнью, душевного разлада поэт сам ставил диагноз и давал ему имя «acedia», в которой некоторые критики не без основания видят первообраз мировой скорби. Первые художественные типы разочарованных людей создал Шекспир (1564—1616) в лице меланхолика Жака («Как вам угодно») и, в особенности, Гамлета, у которого намечаются уже все основные элементы «мировой скорби»: пессимистическое понимание жизни, меланхолическое настроение, мучительные думы над загадками бытия, отсутствие душевной цельности и равновесия, внутренний разлад, мысли о смерти и т. д. Два столетия спустя, гамлетовское настроение упало на крайне благоприятную почву у новых гуманистов эпохи «Просвещения» и дало обильные плоды. Первыми провозвестниками наступающей «мировой скорби» явились в XVIII в. английские писатели: мрачный сатирик Свифт (1667—1745), глубокий меланхолик, автор «Ночей» Юнг (1681—1765), т. н. Оссиан с его элегическим тоном и др. Гуманисты эпохи «Просвещения», отдавшие себя на служение человечеству, задумавшие полное переустройство общественно-политической и частной жизни на новых, более совершенных и справедливых началах, особенно глубоко ощутили непримиримое противоречие между идеалом и жизнью, возвышенными представлениями о назначении человека и действительным положением его на земле. Вот почему в их оптимистическое в общем настроение, унаследованное от эпохи Возрождения, врываются порою пессимистические переживания и тоны. Наиболее яркое выражение дал им Ж. Ж. Руссо (1712—1778) в «Новой Элоизе», «Исповеди», «Странствованиях одинокого мечтателя» и др.; именно его идеалы, отрицавшие весь внешний и внутренний строй современной культуры и общества, особенно резко разошлись с неприглядною действительностью, что и заставило его глубоко задуматься над вопросом о возможности счастья в здешней жизни, причем начала сентиментализма, которые он проводил в поведении и творчестве, еще более изощряли его чувствительность к невзгодам и изъянам человеческого существования. Поэтому все его идеалистические порывы получили меланхолическую окраску, и крупные темные нити «мировой скорби» вплелись в светлую ткань его оптимизма. Его Сен-Прэ, обуреваемый страстями, недовольный ни людьми, ни собою, мечущийся по свету, чтобы разогнать тоску, его снедающую, явил пример «мирового скорбника», увлекши за собою и других писателей. Все поклонники Руссо, т.-н. руссоисты, воспринимая его общее учение, столь расходившееся с окружающим, впитывали в себя и его скорбные вопли и находили им оправдание в личных переживаниях. Таковы были поэты эпохи «бурных стремлений» в Германии с Гете (1742—1832) во главе, который в юношеском романе «Страдания молодого Вертера» дал психологически углубленный и художественно законченный тип «мирового скорбника», затмивший собою менее рельефную и плаксивую фигуру героя Руссо. В Вертере он нарисовал благородного идеалиста, вступившего в жизнь с самыми высокими и гуманными побуждениями, с раскрытым сердцем и просвещенным умом, но предъявлявшего такие требования, которые эта жизнь не могла удовлетворить, вследствие чего получилось глубочайшее разочарование, поведшее к самоубийству. Вертеризм имел большое распространение не только в немецкой, но и других литературах. Ноты мучительной неудовлетворенности звучат и в монологах Фауста (первой части).
    После потрясающих событий французской революции 1789 г., не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд и поведшей к крушению идеалов, которыми жило XVIII столетие, в эпоху наступившей повсюду мрачной реакции, пессимистическое настроение лучшей части общества еще более усилилось; первые десятилетия XIX в. ознаменованы расцветом поэзии «мировой скорби», которая уже не довольствовалась сентиментализмом Вертера. Шатобриан (1708—1847) создал в лице Ренэ (1802) новый вариант типа «мирового скорбника», придав ему черты демонизма, гордости, загадочности, непримиримости. В свою очередь, Ренэ оказал влияние на близкие к нему типы Обермана («Obermann», 1804), — Сенанкура — (1770—1846), Адольфа («Adolphe», 1816), Бенжамена Констана (1767—1830) и др. После этого французского начала, поэзия «мировой скорби» нашла себе особенно яркое проявление в Англии, в творчестве Байрона (1788—1824), который силою своего таланта и рельефностью созданных им типов разочарованных в жизни скорбников превзошел всех своих предшественников, представив богатую галлерею их, начиная с Чайльд-Гарольда и кончая Манфредом и Каином. В поэзию «мировой скорби», развившуюся на почве сентиментализма XVIII в., он внес новые элементы энергии, деятельности, борьбы, протеста против разгула реакционных сил и вдохновенной проповеди свободы. Пассивного Вертера, сломившегося от неудачливой любви, и такого же Ренэ, замкнувшегося в беспредельном эгоизме, заменяют демонические Конрады и Лары, ищущие применения своих сил, и титанические Манфреды и Каины, падающие жертвами своего человеколюбия; тем выразительнее выступает их «скорбь», принимающая действительно «мировой» характер. До беспросветного пессимизма Байрон, однако, не доходит; благородный идеалист, он не теряет надежды на лучшие судьбы человечества в будущем. Его настроение и поэтическое его отражение получили название байронизма (см.), разлившегося широкой волной по всем европейским литературам. Одновременно с ним писал итальянский поэт Леопарди (1799—1837), пессимизм которого дошел до крайних пределов и свелся к полному отрицанию жизни и восхвалению смерти. У австрийца Ленау (1802—1850), затронутого влиянием Байрона, пессимизм зиждется преимущественно на личных переживаниях и не доходит до последнего вывода Леопарди. У Альфреда де-Виньи (1797—1863), который, подобно Леопарди, дает философское обоснование своему пессимизму, печальное миросозерцание ведет к проповеди любви и сострадания к людям. Следует иметь в виду, что после Байрона нередко трудно бывает отличить «байронизм» от других более или менее самостоятельных течений поэзии «мировой скорби».
    Расцветом в эпоху романтизма не ограничилась поэзия «мировой скорби» и продолжала свое развитие и во вторую половину XIX в. под влиянием, как общих причин, так и систем философского пессимизма, созданных Шопенгауэром и Гартманом. Французская поэтесса Акерман (1819—1890) издала уже в старости томик стихотворений, свидетельствующих о живучести «мировой скорби», отдаленные звуки которой не редкость встретить и у многих других современных писателей самых различных национальностей. Отголоски ее мы находим и в произведениях Тургенева, особенно в «Стихотворениях в прозе».
    БИБЛИОГРАФИЯ.
    Н. Стороженко. Поэзия мировой скорби («Из области литературы». М. 1901). Н. Котляревский. Мировая скорбь в конце XVIII в. и в начале XIX в. 2-е изд. СПБ. 1910. Джемс Селли. Пессимизм. Перев. В. Яковенко. СПБ. 1893. Erich Schmidt. Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1877. Де-ла-Барт. Шатобриан и «мировая скорбь» во Франции. Киев, 1905. Ю. Веселовский. Леопарди («Литературные очерки». М. 1900). А. Веселовский. Байрон. 2-е изд. М. 1914 Hermenjat. Werther et les frères de Werther Lausanne 1892. См. также библиографию при ст. «Байронизм».
    Академик М. Розанов.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. . 1925.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Поэзия мировой скорби" в других словарях:

  • Поэзия «мировой скорби» — ПОЭЗИЯ „МИРОВОЙ СКОРБИ“ представляет одну из самых ярких страниц истории всемирной литературы. Временем ее наибольшего развития был конец XVIII в. и начало XIX в., когда она и получила свое наименование, впервые в Германии, Weltschmerz a, т. е.… …   Литературная энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Леопарди — Джакомо, граф (Giacomo Leopardi, 1798 1837) итальянский поэт. Р. в старинной аристократической семье в городке Реканати, напоминавшем скорее деревню. Его отец был закоренелым реакционером, нетерпимым католиком, заявлявшим, что истинным монархом… …   Литературная энциклопедия

  • Мировая скорбь — (немецкое Weltschmerz) термин буржуазного литературоведения; обозначает комплекс пессимистических настроений, проникающих творчество некоторых писателей конца XVIII и первой трети XIX вв. М. с. характеризуется перенесением личного разочарования в …   Литературная энциклопедия

  • Мировая скорбь — (нем. Weltschmerz, вельтшмерц; в том же смысле употреблялось фр. mal du siècle  болезнь века)  термин, введённый немецким писателем Жаном Полем и означающий чувства, испытываемые некой персоной, которая поняла, что физическая… …   Википедия

  • Новоармянская литература — Явившаяся, в общем, продолжением древнеармянской словесности, с ее богатым классическим языком и значительным количеством сочинений, преимущественно исторического и духовного содержания, Н. арм. литература не была, однако, органически связана со… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • фазис — (иноск.) вид, состояние (намек на четыре фазиса луны) Ср. Первый по времени фазис мировой скорби Байрона это разочарование, которое выразилось в Чайльд Гарольде ... П.И. Вейнберг. Ср. Новости 25 го ноября 1895 г. Поэзия мировой скорби в XIX в.)… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Руссоизм — РУССОИЗМ. Наряду с вольтерьянством, родоначальником которого был Вольтер (1694 1778), в XVIII в. образовалось другое общественно литературное течение, ведущее свое начало от Ж. Ж. Руссо (1712 1778) и именуемое руссоизмом. Оба течения представляют …   Литературная энциклопедия

  • Руссоизм —     РУССОИЗМ. Наряду с вольтерьянством, родоначальником которого был Вольтер (1694 1778), в XVIII в. образовалось другое общественно литературное течение, ведущее свое начало от Ж. Ж. Руссо (1712 1778) и именуемое руссоизмом. Оба течения… …   Словарь литературных терминов

  • Зарин, Евфимий Феодорович — публицист, поэт, переводчик, родился в 1829 г. в Пензенской губернии. Воспитание и образование получил в духовных учебных заведениях: среднее в Пензенской духовной семинарии, высшее в Казанской духовной академии. Литературная деятельность З.… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»